Возможно ли обжаловать привлечение субъекта предпринимательства к ответственности по результатам внеплановой проверки контролирующих органов?
Разъясняет прокуратура Советского района г. Самары: «Возможно ли обжаловать привлечение субъекта предпринимательства к ответственности по результатам внеплановой проверки контролирующих органов»?
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» введен мораторий на проведение внеплановых проверок, за исключением:
- внеплановых проверок, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы их возникновения, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
- внеплановых проверок, назначенных в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
- внеплановых проверок, проводимых на основании поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- внеплановых проверок в связи с поступлением в орган государственного контроля (надзора) или орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, а также при наличии ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки, в целях установления факта досрочного исполнения предписаний лицензирующего органа;
- внеплановых проверок, назначенных в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;
- внеплановых проверок некоммерческих организаций, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
- внеплановых проверок в случае поступления в органы государственного контроля информации, указывающей на признаки нарушения требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
- плановых проверок юридических лиц – участников бюджетного процесса, а также государственных (муниципальных), бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
Результаты проверок, проведенных вопреки мораторию, подлежат обжалованию субъектами предпринимательской деятельности, необоснованно привлеченных к ответственности, в административном и судебном порядке.
Кроме того, органы прокуратуры в ходе осуществления надзора в сфере защиты прав предпринимателей уполномочены на аннулирование результатов таких проверок. Должностные лица органов власти за проведение мероприятий по контролю в отсутствие оснований, без издания распоряжений (приказов), невручение актов о результатах проверок, нарушение сроков их проведения, подлежат привлечению к административной ответственности.