Что подразумевает термин – «коррупциогенный фактор?
Согласно положениям п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокуратура является одним из субъектов проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации (далее – методика).
Данная методика нацелена на выявление коррупциогенных факторов в исследуемых нормативно-правовых актах (проектах нормативно-правовых актов) и их последующее устранение.
Диспозицией пункта 3 методики определены критерии коррупциогенных факторов - устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил:
- широта дискреционных полномочий;
- определение компетенции по формуле «вправе»;
- выборочное изменение объема прав
- чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества;
- принятие нормативного правового акта за пределами компетенции;
- заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий;
- отказ от конкурсных (аукционных) процедур;
- нормативные коллизии.
Пунктом 4 методики к коррупциогенным факторам отнесены также содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям:
- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права;
- злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами);
- юридико-лингвистическая неопределенность.
В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении отражаются выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предлагаются способы их устранения.